Земля, которой почти нет…

 

                                                                  Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю.

( Архимед или IOTA-вец?)

 

Вы уже догадались, речь пойдет об 1-ой экспедиции Российских радиолюбителей на датский остров Гренландия. В «шапке» я имел в виду электрическую землю, конечно, а не материальную. Из-под огромного панциря ледника, которым покрыт весь остров, не так уж и много этой самой земли-грунта. 

 

Я ждал скрупулезного и хронологического «отчета» от Артема (UA3MQM)  и красочного и оригинального повествования Андрея (RW3AH), прочитайте их статьи перед чтением моей. (http://www.r3m.qrz.ru/grland_day1.shtml , http://www.cqdx.ru/hobby/ox/na1sa.html )

Совсем коротко о Гренландии: Площадь: 2 175 600 квадратных км. Население: 56 969 человека. Береговая линия: 44 087 км. Наивысшая точка: 3 693 м    

     

 А вот и карта с точным расположением станции OX/NA1SA в Гренландии, это около 300 км на север от столицы Нуук (Готхоб). Кому интересно, можно посмотреть позицию в Гугле, там виден даже аэропорт. (http://maps.google.com/maps?ll=67.0061,-50.670878&z=11&hl=ru&t=h), более точно можно посмотреть по координатам с GPS приемника прямо с нашей  позиции.

 

 

По просьбе радиолюбителей Рыбинска, я согласился написать и свой взгляд о данной эпопее. Думаю в шутливой форме страна ОХ переводиться как “Очень Хочется”. И действительно, шанс попасть на такой «крошечный» остров появляется с малой долей вероятности и, не воспользоваться этим шансом было грешно каждому из участников экспедиции.

 

Цель,  которую преследуют авторы статей это создать попытку соучастия всех читающих, тех, кто в силу обстоятельств не может выезжать в далекие страны, а сам караулит часами и днями слабые сигналы экспедиций. Порой многие и не подозревает всю трагичность, комичность и трогательность многих эпизодов и событий при подготовке и проведении экспедиций. Ну, а я хочу поделиться тем, что может пригодиться в подобных авантюрах и добавить свою «окраску» в рассказ о поездке в  Гренландию.

 

Чтобы не быть человеком, который повторяет повествование нашего пребывания, хотел бы остановиться на лишь отдельных аспектах данной экспедиции.

Думаю, что согласятся со мной все, кто был в радиоэкспедициях, сколь тщательно ни была бы просчитана вся экспедиция, всем приходиться встретиться с «обстоятельствами местного характера».

И начну с того момента, когда мы попали в гостеприимную Данию. Заранее до визита я обратился к Бо (OZ2M) по инициативе Яна (OH5LID) с целью «отметиться» на КВ позывным OZ/NA1SA и проинформировать тем, кто следил за развитием хода событий, что мы уже в Дании. Бо, очень популярен в Европе в мире УКВ. Соревнования MWS (Most Wanted Square) под его патронажем http://rudius.net/oz2m/, есть то же самое, что и IOTA в мире и RDA в России для КВ-шников. Благодаря этому соревнованию много УКВ экспедиций отправляется в редкие квадраты, чтоб активировать их (ведь для УКВ важен каждый километр дальности). Отзывчивый Бо, должен был сам рано утром следующего дня лететь в наш Питер, но даже это обстоятельство не остановило его. Он встретил нас в аэропорту Копенгагена.

Дорога до станции OZ1KTE заняла, как показалось мне, «неприлично» много времени, хотя должна была находиться в 3-4 км от аэропорта. Но этого как раз хватило ввести ребят в курс дела, рассказать об УКВ-шниках и самых главных «маньяках» (в хорошем смысле) любителях, работающих через Луну (EME). У УКВ-шников «предел совершенства» это работа через Луну, теперь, правда, больше посредством компьютера. Так вот OZ1KTE или OZ7E и носит гордое имя «станция экспериментов с космосом» (Луна, спутники, отражение от разных слоев Земли- все космос). Я поразился тем, что европейцы, люди прагматичные и «скупердяи» в хорошем смысле слова, находят время создавать новое, а не довольствоваться разработками Японцев и Американцев. Сам Бо, показал несколько своих разработок:

 

трансвертеры на 50МГц, конструкторы для этого диапазона, он активно продает его по всему миру. Кучу переделываемых радиостанций со служебных частот на любительские. Они, как и мы в 70-80е года «выковыривают» хорошие фильтры по ПЧ для своих будущих разработок. То есть это люди не пользователи техники, а их разработчики и создатели. Браво, Бо и компания! Тем более мы хотели встретиться с членами этого коллектива, ведь костяк OZ1KTE во главе с OZ1DJJ были в Гренландии именно на той позиции, куда мы едем, в УКВ экспедиции под позывным OX2K несколько лет назад. Вопросов было море, а ответов мы получили не много. Бо, что знал, рассказал нам, но сам он не был в Гренландии. Хотя и того, что мы узнали нам хватало. «…Туда куда вы едете, город Кангерлуссуак, есть ни что иное как 25 бараков поставленные американцами 25-30 лет назад и все… Дальше тундра N-километров вокруг! Это вам не Нуук- он столица все таки.»

 

Ну вот мы попрощались с Бо, и утренним  рейсом отправились в Гренландию. Хочется отметить несколько моментов пребывания в гостеприимной Дании в декабре 2006 г.

В предыдущий раз, когда мы летели в исландский Рейкьявик (R7C/TF, TF4RRC) этот аэропорт показался нам совсем не гостеприимным.

 

В-первых: все началось с обиды на компанию SAS, которой мы летели из Москвы. Нам так и не удалось покушать в самолете, вернее было предложено это сделать за 20 евро, но мы же made in Russia и уже привыкли в самолетах кушать «на халяву»- ведь все включено! Короче, мы теперь будем стараться обходиться без SASе (не путать с «радиолюбительским»-SASE).

Во-вторых: проходя таможню на вход в страны Шенгена, мы, как русские, были проверены с особой тщательностью на «вшивость». Вопрос был категоричен- «Спиртное везете?». Наш ответ, наверно, одинаков в любой стране мира: «Да, в разумных пределах». Разумный предел действительно вас не шокирует- это 3 бутылки сухого прилично оформленного краснодарского вина, взятых для нашего друга Тора (TF4M) в аэропорту Шереметьево-2. Отпираться было бесполезно, «палили» всех: «…или уничтожайте на месте или переливайте в мензурки по 20-30 мл»-сообщили стражи порядка. Представьте, мы приедем в гости и привезем 2 десятка пузырьков от йода… Наше решение было однозначным, не сдадим врагам, а что не сможем- закусаем (в данном случае надопьем). И мы, с Валерием (RW3GW) присели во внутренней части аэропорта и начали дегустировать по-спартански, то есть без подручных стаканчиков, каждую бутылку. Подбадривало только то, что таких «кружков по несчастью» образовалось несколько, пили водку, виски, из горла и в стаканчиках, щедро угощали друг друга. Это надо было видеть. Но, наконец, мы миновали таможенный пост.

В-третьих: прибыв в Копенгаген в прошлый раз, мы просидели в аэропорту около 4 часов. Так как проход в зону Шенгена у нас был одноразовый, мы думали, что проникновение в заветную страну TF нам закроется после пересечения границы аэропорт- город русалки Копенгаген. Мы ждали своего самолета на Рейкьявик во внутренней зоне, в которой опять не было ни одного кафе, а лишь магазинчик с духами и т.п. Из съедобного, там были только шоколадки. Мы неоднократно пытались упросить кого-то из персонала, принести нам немного поесть из «внешнего мира» хотя бы пару гамбургеров и попить. Но все работники ссылались на строгость местных секюрити и отказывались помочь (но мы то с RW3GW, как вы помните, хоть попили вина, правда без закуски). Но наша проблема решалась тривиально просто. Этот кордон был внутренним и представлял собой ни что иное, как проверка документов на правильность оформления.

 

…Но вернемся к полету в Гренландию. Сервис в полете показался нам настолько шикарным, что Валера (RW3GW) собрался снять отдельную главу для будущего фильма о Гренландии по великолепному сервису в полете. Но, к сожалению, ни капитан судна, ни стюардессы согласия на съемки не дали, а жаль. Нужно отметить, что самолет был, не просто полон, а переполнен. Так я говорю, когда даже все места в бизнес-классе заняты. Было странно, в городок с населением чуть больше 500 человек летят еще около 250 человек с материка. Но, узнав, что ближайшие дни в Дании (соответственно и в Гренландии) праздники и в самолете некоторое количество научных работников летящих на конференцию по Арктике, все встало на свои места.

Расслабившись после такого сервиса, 4 часа полета пролетели незаметно. Особенно это было приятно после трудной борьбы за перевес в Москве (отдельное спасибо Игорю, RA3AUU за помощь и поддержку) и затем в Копенгагене. Хотя здесь к нам присоединился Андрей (RW3AH) и мы смогли взять на борт дополнительных 20 кг без перевеса, но  у него был свой багаж, что сводило на нет все усилия по борьбе с перевесом. Общая потеря в нашем бюджете после оплат составили 3000 американских разукрашенных бумажек, а мы надеялись так много снять в Гренландии на эти деньги. Конечно, наша команда расстроилась…Мы сделали ряд хитрых ходов по «утаиванию» веса, забор трансиверов из отдельных ящиков в салон, но ничего не помогло перевес спустился с отметки 170 кг в Москве на отметку 120 кг в Копенгагене…

Но вот мы в Гренландии и первая часть нашего путешествия позади.

 

При выходе из самолета сразу шокирует вид на фиорд, куда мы приземлились. Почти отвесные скалы, серый грунт вокруг - наверное, как на Луне. Вдыхаешь чистотой воздуха, хотя самолет в 10-20 метрах от тебя. Солнце светит и греет как-то по-другому…или это снова иллюзии. Трудно отделить, что реально, а что нет – наверно слишком долго мы ждали этой встречи с самым большим островом на Земле. Мы покидаем красавец самолет- ярко красного цвета, на борту которого красуются буквы OY (Фарерские острова)-странно самолеты приписаны именно к этой группе островов. Еще раз проверяем единообразие систем авиа идентификации бортов и радиолюбительской.

 

 

         Гостиница, практически, начинается в здании аэропорта. Понятное дело, ведь в трудные дни, связанные с плохой погодой (а их здесь предостаточно) ни кому не хочется выглядывать на улицу, даже потомкам суровых викингов. Здания все на сваях, чтоб ветер пробегал под зданием, а не вырывал их из земли. Интересны места соединения коммуникаций тепла, водопровода и т.п. от здания к зданию. Они все-таки закопаны! Аэропортик хоть и маленький, но очень уютный. Во всех углах то тут, то там висят панели большой диагонали от компании Самсунг, я обнаружил их и порадовался как ребенок: «у черта на куличках» и здесь то, с чем я работаю в России. Несколько магазинчиков сувениров, куда без них. Уютное кафе. Офис для туристов, ренты машин, конференц-зал, будки с международными телефонами. Ну а все остальное- это большая гостиница.

         Настало, пожалуй, время немного рассказать о самом городе Кангерлуссуаке. Как я сказал ранее, население около 500 человек. Это люди, которые на 100% занимаются обеспечением работы аэропорта, служб и инфраструктурой вокруг аэропорта. Действительное количество людей, конечно больше. Мы насчитали 5 или 6 гостиниц. Здесь много вахтовых рабочих, научных работников, исследующих ледник, который совсем не далеко от города.

 

 

         Мобильная связь очень дорогая. Если с роумингом, то все 3-5 долларов за минуту. А что вы хотели, вся связь - даже между городами самой Гренландии идет через спутник.

Цены на еду слегка завышены по сравнению с материком. Но все-таки не такие большие, хотя, хорошие вещи стоят дорого. Комплект, например, теплого нижнего (простите) белья обойдется вам в 200 долларов. Дорогое молоко - около 3-х долларов. За такие же деньги, правда, можно купить среднюю пиццу. Короче, ценообразования – «от фонаря». Поездка на такси, да-да есть и такси, на расстояние 8 км – 18 долларов. Стоимость ренты автомобиля не знаю, нам так и не удалось это сделать. Чашечка кофе около 1 доллара.

 

По материковым меркам назвать Кангерлуссуак городом трудно, но по местным очень даже город. Электричество вырабатывает геотермальная станция, она же «производит» и теплую воду. Кангерлуссуак- центральный аэропорт Гренландии. От сюда люди добираются в столицу на вертолете (около 300 км). Когда-то, во время холодной войны здесь была база американских военных, очень удобное стратегическое расположение. После упразднения базы, а упразднили её из-за больших расходов по содержанию, город стал основным «хранителем» аэродрома. Через это место проходят трансполярные трассы самолетов. Большое количество гражданских самолетов видны в небе целыми сутками. И аэропорт города Кангерлуссуака- последний (или первый) пункт аварийной посадки для этих самолетов. Поговаривают, что в недрах Гренландии понемногу добывают алмазы, но открыто об этом ни кто не говорит, так что будем считать, что это байки. Много лет ведутся дебаты о том, как использовать самый большой кусок льда, то есть ледник. Пресная вода девственной чистоты тысячелетиями накапливалась на острове. И если айсберги с чистой пресной водой трудно транспортировать для переработки, то Гренландский ледник всем хорош. Но правительство Дании не спешит создавать здесь комплексы по закупориванию чистоты в бутылки. Наверно это и правильно, ведь Гренландия до сих пор считается трудно доступным и нетронутым островом в западном полушарии. В наших паспортах красуется редкая запись в визе по разрешению «проникновения» на остров.

 

Еще по леднику исследователи определяют температуру планеты в те далекие времена, когда формировался ледник, считывая слой за слоем состав ледникового пирога. Как говорят, чтобы знать будущее- изучи прошлое. Сам ледник очень нежное и ранимое существо. Изменение температуры в мире влияет на его сегодняшний слой, он движется по-другому. Очень интересно представлять, что эта махина помогает нам, хотя и выглядит сурово.

 

Но я слишком увлекся рассказом об Кангерлуссуаке. Мы в Гренландии. И, без заезда (захода) в гостиницу, отправляемся на нашу позицию, где мы проведем несколько суток.

Я, конечно, видел этот «балок» на фото с вебсайта OX2K, но все равно ощутил основательность данного сооружения. Сам домик размерами примерно 5 на 10 метров с предбанником, сенями по-русски. Электричество подведено, кабели распутаны на площади 200 на 300 метров, несколько мачт с поворотками, управление к каждой мачте, установлена антенна 3 элемента на 14 МГц,- ни это ли то, о чем можно мечтать радиолюбителю? Оказалось, что трудности впереди, а пока мы ликуем от предвкушений скорой работы.

 

 

            Мы подключаем, уже установленную антенну на мачте, 3 элемента на 14 МГц. Усилителей только один – ACOM 1010, любезно предоставленный Андреем (UA3AB). Второй, как вы уже знаете, оставлен в Копенгагене компанией Air Greenland. Прохождение какое-то вялое, хотя подводимая мощность около 800 Ватт- вероятно опять происки «авроры». При работе все время происходит срыв работы усилителя, вызванный большим КСВ. Начинаем разбираться, в чем дело. Оказывается что, так как это оставленная позиция американцев с напряжением здесь просто неразбериха. Находим в розетках (их около 10) разное напряжение (от 160 до 220 В) и с разной частотой 50 и 60 Гц. Может быть для импульсных БП это и ничего, но у нас, почти все параметрическое. Причем нет никакой логики, розетки запараллелены – напряжение разное. Пришлось «экспериментально» подобрать место включения аппаратуры. В конце концов «списали» все на неважную землю. Заземление, как и напряжение питания, подведено по столбам. Длина линии питания (и земли) около 8-10 км. Что, спрашивается, останется от заземления при такой длине. Бьет статикой буквально от всего. По этой причине отказалась работать кофеварка… Холгер, при переключении антенн, заведомо встал в «стойку борца со статикой» и хладнокровно принимает удар статического электричества на себя - вот так с ним надо! Вот это практика. Но я так не могу, одеваю перчатки и спокойно переключаю антенны с красивой электродугой. Как бы чего не подпалить по входу. Стараюсь это делать аккуратней. Опытный радиолюбитель скажет, а что коммутатор не пробовали ставить? Конечно, попытка была, но оказалось, что все установленное на «борту этой посудины» имеет разъемы N-типа для УКВ. Кое-как нашли несколько переходов N- тип на PL и довольствовались достигнутым.

 

 

         Короче, проблемы, по мере активизации работы росли все больше. Для борьбы со всеми «диверсантами» уходило дорогое время. Я не говорю об элементарной  проблеме нехватки воды для питья. Я не работал микрофоном и мог дольше обойтись без воды, но ребята «горлопанившие» микрофоном, должны подпитываться живительной влагой. Решение пришло почти через сутки. Слава богу, мы не успели рискнуть попить из подозрительно чистой лужи по соседству.

         Итак, первое рабочее место кое-как запустили. Хотя позже, мы проверили КСВ антенны на 14 МГц, оно было не очень – за «2». Второй усилитель пока подключать не к чему. Нет антенны на другие диапазоны. Как только мы прибыли на место работы OX/NA1SA мы установили антенну на НЧ диапазоны. Про саму антенну расскажу чуть позже. А вот с сигнальным кабелем и с кабелем управления было не просто плохо, а очень плохо. Необходимо рассказать об самих этих кабелях. Из «балка» в разные стороны уходят ½” коаксиальные кабели. Кабель управления - витые пары, около 16 пар. Все было бы отлично, но кабели проложены прямо в грунте без элементарных защит от влаги и льда. Мы с большим трудом «выкорчевали» с Артемом (UA3MQM) оба кабеля из куска льда на вершине. Мы и не предполагали, что у такого серьезного кабеля могут быть проблемы. Итак началось - я подключаю кабель управления, тщательно проверив провода. Да и задействовать нужно было только 5 проводов (не пар!). Дома я подготовил простой UTP кабель для коммутации с подготовленными разъемами для оперативной сборки, но экономия веса привела к отказу от этого кабеля. Результат - почти все провода в пучке были закорочены.

 

Встал вопрос, если нет коммутации, подключить на один диапазон и работать хотя - бы на нем. Решаю, пока бросить работы по коммутации. Иду проверять КСВ, установленного штыря на 4 НЧ диапазона. Проверка показала, что необходимо чуть скорректировать число витков для оптимальной работы в согласующем устройстве, хотя и без подстроек можно работать. Как обычно, подготовил переходник для подачи питания 220В для паяльника через коаксиальный кабель прямо к основанию штыря. Перед подачей напряжения проверил сопротивление, вроде все в норме. Подаю напряжение - вырубает автомат на все напряжение в нашей «хижине». Чудеса. Включаем автомат. Проверяю еще раз сопротивление – почти коротыш около 4 Ом при разомкнутом конце со стороны антенны!  Обращаемся к нашему Гренландскому другу о помощи. А у него, как у прапорщика в Советской Армии – все есть. «Сейчас, все привезу!»- сказал он. Холгер сослался на то, что решают такой вопрос здесь радикально - заменой проблемных участков кабелей. Разбираться слишком долго, тем более продувать полувоздушные и т.п. коаксиалы.   

         Как кроты вгрызаемся в дорогу, продев кабели в металлические трубы. Оказалось, что проходящая рядом дорога имеет популярность у местных жителей.

 

         Подаю вновь напряжение 220 В в кабель-все ОК. Наши предположения подтвердились. Пытаюсь перекинуть витки на согласующем устройстве, но паяльник едва нагревается до нужной температуры, тут же стынет на ветру. Привлекаю Валеру (RW3GW) в качестве живого щита от ветра ( в руках у него тент от ветра- сам на ветру, продрог бедняга). Но это не спасает, ветер, кажется, дует со всех сторон. Тут я пожалел, что не взял паяльник на основе газовой горелки.… Но, после повторной проверки, подкорректировав емкости в согласующем устройстве, смиряюсь с полученным КСВ. Идем проверять в наш «шэк». На удивление, КСВ в пределах нормы на всех 4-х НЧ диапазонах и не превышает 1,5. И даже на 21 и 28 МГц КСВ=1, но здесь эта антенна стреляет прямо в небо и непригодна для длинных трасс. Теперь настало время рассказать о самой антенне. Ничего революционного в ней нет, есть только некоторые интересные конструктивные элементы.

         Хочу сразу поблагодарить двух людей за огромную помощь в создании этого сооружения. А именно, Константина (RU3MD) и Марка Ковальчука, моего друга, увлеченного во все необычное. Создание компактной в транспортировке и легкой по весу и установке антенны извечная задача радиолюбителей путешественников. Основной вес всей конструкции, конечно, противовесы. Их можно сделать из алюминиевой проволоки, но увы я не нашел столько. Теперь собственно сама излучающая часть. Примерно за 3 месяца до отъезда в Гренландию, сразу по возвращению из Исландии я решил, что нужна легко перевозимая антенна на НЧ. Из конструкции мне понравилась антенна вертикал с емкостной нагрузкой высотой 16,5 метров от DL2KQ. Взвесив свои возможности, я решаюсь именно на нее. Чем привлекает: близко в радиусе 1000-2000 км никого нет, кругом вода - помощник, плохая земля компенсируется противовесами, не нужны поворотные устройства, легко согласуется на 4 НЧ диапазона. Недостатки: может быть большой вес из-за большого количества проводов и труб, опоры.

Начинаю минимизировать вес. С противовесами ничего не получается- у меня есть несколько трансформаторов с алюминиевой вторичкой 1мм, но провода мало. В итоге у меня получилось более 500 метров противовесов. Можно сэкономить,  не подключая 10МГц, но игра не «стоит свеч», там противовесы маленькие. Решаюсь, противовесы делать как есть, а все остальное минимизировать. На балконе у меня лежат Костины (RU3MD) трубы от позапрошлого УКВ полевого дня для мачты, вес внушительный. Прикидываю, сколько могут весить 16,5 метров … о-го-го, ну нет уж. Звоню Косте. Он обещал «почесать репу». Но поездка в «Алрос» наметилась однозначно. Пытаюсь по их каталогу что-то подобрать как составное. Трубы все тяжелые или нужно делать тяжелые переходы. Звонит Костя: «Я поехал в «Алрос», будем смотреть на месте…». Ждал мучительно долго. Но звонит радостный Костя: «Я нашел то, что надо! Труба 62 мм наружный и на нее, перерыв почти весь склад, нашли трубу в идеальный стык с 62 мм внутренним диаметром!» Потом я нашел кучу изоляторов из стеклотекстолита, фторопласта. Но остановились на стеклотекстолите. Вот, что в итоге получилось за опора – изолятор, созданная Костей (RU3MD):

 

 

 

         Сам вертикал представлял собой 16,5 метров трубы с внешним диаметром 62 мм разрезанные на отрезки для транспортировки по 2,10 м и упакованы в чехол из плотной ткани (отдельное спасибо моей жене Марине (UA3MJJ) за проделанную работу по пошиву чехла). Все трубы из материала Д-16Т. Костя идеально притер все стыки, входило и «контачило» изумительно. Общий вес вертикала с опорой и чехлом (чехол 1 кг) составил 16 кг. На верхушке мачты установлена заглушка-крепление растяжек и емкостной нагрузки через карабины.

 

 

Так как все было подогнано идеально, да и натяжение было довольно сильным, крепить дополнительно заглушку к трубе не было необходимости. Емкостная нагрузка на две стороны, примерно по 9 метров из стального тросика 2.5 мм в прозрачной изоляции. В местах контакта, изоляция, конечно снята.

         Дополнительно мачта растягивалась в середине своей длины растяжками, прикрепленных к мачте с помощью карабинов. Эти 16,5 метров без особых усилий поднимаются 2 человеками.

         Согласующее устройство, как у автора. Но пришлось переделать весь конструктив. Вместо реле установил В1В вакуумные контакторы. Вместо емкостей установил американские вакуумные конденсаторы на 4-250 пФ для оперативной подстройки под условия разных местностей. Хотели выточить каркас для катушки с шагом, но в конце концов остановились на намотке с шагом на фторопластовой трубе от водопровода (диаметр около 52 мм). Спасибо, Марку Ковальчуку, в его голове нашелся оригинальный способ намотки. Двухсторонний скотч закрепили на фторопластовой трубе - это была основа, на который необходимо намотать с шагом катушку. Затем с разрядкой - ровно в дополнительный провод намотали саму катушку в сильный натяг. Затем сняли дополнительный межвитковый провод. Получившуюся конструкцию закрепили сверху малярным скотчем. Для отводок- прорезали окна в скотче (смотри фото). Вообще, я давно пользуюсь малярным скотчем для скрепления труб - не оставляет следов, молодцы китайцы! Для управления используем UTP кабель (ток то не большой) и соответствующие вилки и разъемы под обжим. Герметизируем, по возможности, те гайки, которые могут открутиться по дороге, так на всякий случай при помощи клея и клеевого пистолета. Китайцам опять спасибо.

 

 

         Первая сборка и подключение показали хорошую повторяемость конструкции. Все анализы и дальнейшие подгонки производились прибором Олега (RX3ADU) антенным анализатором AA-330. Первая сборка производилась за 1-1.5 часа, тщательно проверяя возможные недочеты и пути обхода возможных ошибок при установке. Антенна стояла прямо на земле. Опора была прикреплена к земле при помощи 30 см болтов - саморезов (длиннее я не нашел на строительном рынке). Емкость на верху еще не подстроена. Вот скан первого включения:

 

 

         Милиционеры ДПС- ники, наблюдавшие за процессом сборки на поле, вероятно порывались подъехать к нам и спросить, но после подъема антенны интересы их пропали. Вероятно испугались внушительности размеров. Но высота, не такая уж высокая для любителей НЧ. Но вот все что можно подстроено, КСВ везде очень хороший и не превышал 1,3 во всех отдельно взятых диапазонах. На корпусе согласующего устройства, вы видите наихудшие значения КСВ на диапазонах!

В Гренландии антенну пришлось поставить не на землю, а на бетонную опору. Растянуть первый ярус не очень «по правилам» слишком круто, но так стояли опоры под растяжки. Вся конструкция в сборе  показана на следующих фотографиях.

 

Антенный анализатор пришлось держать постоянно в куртке. Сам прибор «терял экран» даже при +10º С, видно что без спец чехла эксплуатировать его при пониженных температурах сложно. Но даже первых замеров, которые успевали сделать после того, как прибор доставался из-за пазухи, хватало для анализа и корректировки. Вообще прибор очень помог в настройке, практически сразу поставив на место все возможные варианты использования данной антенны. Жаль, что ветер и нежаркая погода не дали абсолютно точно настроить антенну. Но вот все более- менее настроено. На фото ниже видны кабели для соединения.

 

Ну, и наконец, последняя часть антенной системы на НЧ это селектор диапазонов. Собственно сам он на фото ниже.  Здесь видна рабочая частота на трансивере и на терминаторе экрана компьютера «почти вечная сумеречная зона» в нашей точке стояния. Хочу отметить, что антенна за весь период работы не дала ни одного сбоя и работала очень хорошо, то есть отработала все наши надежды на все 100%.

 

   

Кто бывал в Арктике, а особенно за Полярным кругом, согласиться, что порой КВ диапазоны открываются здесь как «спорадик», появляясь и исчезая неожиданно. Антенна на НЧ работала строго по предписанным законам. Физику обмануть можно, но должны быть предпосылки к превосходству над природой. Думаю основные это: более- менее хорошая антенна, мощность не менее 1.5 КВт, тщательно следить за терминатором «сумеречной зоны», использовать преимущественно CW, хорошие антенны со стороны принимающей станции, погодные условия. Про два последних фактора хотелось бы отметить отдельно. Меня много звали станций из U6A, L, H, но все они либо имели плохие условия приема QRM, QRN, QSB, горизонтальные антенны либо просто не слышали нас, стреляя N ваттами по «воробью OX/NA1SA». Приходилось менять частоту, так как корреспондент постоянно давал вызов, но не слышал нас. Конечно здесь прекрасные условия приема, я имею в виду - нет гроз, чистый непроизводственный эфир. Но все-таки у нас нет N*KW для работы на трассы долее 6000 - 7000 км, как группа EZ станций на заре открытия диапазона 160 м телефонируя на всю страну.

Первый день, точнее ночь не сильно порадовала. Все проблемы мы пытались списать на жесткое прохождение с явным «аврориальным» оттенком. Но вот, наконец, постепенно начали приоткрываться НЧ диапазоны. Особенно ждали нас на ТОР бэнде американцы и, по известным нам теперь причинам, мы их понимали. Гренландия находится, почти под носом у Янок, оставаясь «белым пятном» для многих на НЧ. Мы всей командой прекрасно понимали, что OX прекрасная позиция для тестов CQ WW. Близость к Европе а сами уже в Америке, множители американцев, прекрасно проходят Карибы и Океания вплоть до 80 метров. Единственная сложность, пожалуй, Япония, но и она при открытии окна на японцев не заставляла себя ждать.

 

Ну хватит про антенны и прохождение. Вернемся к нашей «хижине» и окружающей среде. По прибытии на место нашей диспозиции мы все очень были удивлены большим количеством «брошенного» антенного материала. Вероятно у многих (я знаю только 3 экспедиции в этот шэк) встала такая же делема как и у нас: везти все домой и затратить кучу денег или оставить все здесь, в надежде, что когда-то приедут вновь или кому-то пригодиться еще. Насколько я знаю, OX2K все оборудование для работы на УКВ через Луну привезло на корабле, то есть за один раз много и не спешно. Уследить за всем установленным одному Холгеру конечно не в силах, поэтому много чего рушиться, ветшает. Ветра, проносящиеся здесь, не щадят любителей - антенны срывают с мачт. На фото ниже видны элементы этого вещсклада «Гренландского прапорщика».

 

 

Как я отметил ранее, всюду присутствует проблема статического электричества. На фото ниже я хочу показать, что предупреждения об электрической опасности висят всюду в шэке и рядом. На улице, понятное дело- для лишних интересующихся, а в помещении для работников. Опасность приходила не только со стороны электростатики, но и окружающих животных, которые то и дело посещали нашу позицию. Черный песец был очень любопытен, умудрился даже поесть остатки нашей пиццы. За все года посещения Арктики такого цвета песца я еще не видел. Правда нужно учитывать то, что в период весны все пушные зверьки не носят очень чистую одежку, она грязная и линяет. А вот на черном не вся грязь заметна, хороший цвет.

 

 

УКВ экспедиция OX2K, была намного серьезней подготовлена. Да и вообще УКВ экспедиции сложнее в плане настройки антенных систем на месте, кабельных систем, потерь, слежения за Луной и т.п. Поэтому, кроме самой аппаратуры для работы команда привозила кучу приборов, с полдюжины таких до сих пор в домике. Аппаратура для измерения до частоты 6 ГГц! На стене закреплен большой блок кассетниц со всевозможными переходниками, крепежом, фурнитурой, деталями. В предбаннике куча ВЧ кабельных переходов. На улице огромная поворотная система для антенного стека для 144 МГц в тяжелейшем ящике с проржавевшими шестеренками, вдоль стен «балка» всяческие УКВ антенны, под зданием элементы от КВ и УКВ антенн.

 

Мы, с особой гордостью за Родину, прикрепили свои QSL-ки на информационный щит при входе, «отметились» так сказать. Когда еще сюда доберутся Российские радиолюбители? Тема, UA3MQM настаивал на фото сессию с разными флагами России, города Ярославля, «Всемирной Энциклопедии путешествий». Казалось, кастинг не закончится ни когда, особенно после нескольких проб на пронизывающем ветре для видеофильма. Сразу начинаешь вспоминать чью-то мать и что мы не артисты, а просто НАМы и т.п.

На следующем фото виден блок, который не давал покоя ни ночью, ни днем. В какой-то момент, конечно, когда не ждешь, срабатывал терморегулятор и включались системы отопления, попросту большие тэны. Слава Богу, они не давали видимых помех нашей приемной аппаратуре, напряжение немного скакало в отдельных розетках. Но все «устаканилось» после определения оптимальных розеток.

Вот так мы и отработали, детально вы уже знаете по рассказам ребят. Что еще запомнилось, не расскажешь в статье. Нужно осмысливать вспоминать и вспоминать… В очередной раз убедились, что русские женщины саамы красивые в мире. Есть много радушных женщин, веселых, умных, но красивых…нет. А если она красивая, то непременно корни славянские или непосредственно с России.  Я не устаю повторять свои выводы, почему это происходит, сравнивая цветы которые выросли в оранжерее. Чем больше удобрений (дерма, простите) тем красивее вырастает цветок. Так и в нашей стране, вроде все условия против наших женщин, но они и на работе и с детьми и выглядят красиво, иногда не используя и макияж. Вот такое лирическое отступление…

В магазинчике аэропорта с Валерой (RW3GW) выбираем музыку для будущего фильма про Гренландию, но цена шокирует (около 18 долларов) за один диск CD! Рядом лежат видеодиски с ценой в два раза меньше. Вот так они любят своих музыкантов. Для тех, кто приедет сюда, советую купить изделия из китовой кости (чуть не написал слоновой, Хи). Вещи из меха дорогие и лично мне не понравились, очень грубые. Исключение только дамские сумочки из нерпы, по цене от 200 уе.

   

 

Не успеваем попрощаться с Холгером, настоящим викингом в каком-то там поколении. Прикоснулись к 1000 летней истории в очередной раз.

Обратная дорога на Боинге до Копенгагена с высококлассным  сервисом пролетела очень быстро. Тем более, что по видеоэкранам демонстрировался совсем новый фильм «Супер Начо», правда, на Гренландском языке без каких-либо субтитров. Уставшие и довольные прибыли в столицу Дании. Наш знакомый Бо, OZ2M не отвечал на телефон, видимо был еще в России или еще где.

Повторно поселившись в «Хилтон» отеле, уселись смотреть Евровидение с участием нашей группы «Серебро». Выступление было скромным, но мы все просмотрели в разговорах, отмечая окончание нашей очередной эпопеи. «Обмывали» нового члена (UA3MQM) и академика (RA3MR) «Всемирной Академии путешественников» символично в Копенгагене настоящим датским пивом. В России я пиво не люблю пить, настоящего (из хорошей воды) считаю нет, а подбирать под себя трудно, в каждом городе все по-разному. С трудом удается взять Андрею (RW3AH) билет до Вены, эта трасса пользуется популярностью. Но все вылетаем утром с разницей по времени в 1 час.

…А утром нового дня снова борьба за перевес. Чудом, после переговоров с представителями авиакомпаний SAS и Аэрофлот, в очередной раз обижаюсь на SAS, и поверил в некоторую лояльность Аэрофлота. Мне удается договориться о снижении в ТРИ раза наши расходов по перевесу и перевезти наш груз всего за 500 уе (а вспомните, сколько было!). Всех ребят радует оптимистическое завершение поездки. И, уставшие от эмоций и физической нагрузки бессонных ночей, все спим в самолете до Шереметьво-2.

 

Всем большое спасибо за QSO. Надеемся, мы получили все обоюдное удовольствие при этих связях. Мы: за то, что дали новую территорию кому-то из вас, а вы за уверенность в своей аппаратуре и за новую (старую) территорию записанную в свой лог. До новых встреч в эфире с других территорий. Мы всегда рады слышать именно Россию и страны бывшего СССР. Ведь мы, рожденные в СССР…

 

Всем, 73!

 

RA3MR/3, г. Одинцово, Московская область

Июль 2007

 

 

 

назад